Департамент образования Орловской области
Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Залегощенского района
МБОУ "Нижне-Залегощенская основная общеобразовательная школа" Залегощенского района Орловской области
OBR57.ru

Школьный психолог

        Школьные годы – время становления личности, усвоения правил и принципов, которые во многом определят судьбу. Человек учится думать, чувствовать, дружить, выстраивать коммуникации с ровесниками и старшими товарищами, с учителями. Каким вырастет несмышленый первоклашка – уверенным, знающим себе цену или во всем сомневающимся – во многом будет зависеть от атмосферы, которая царит в учебном заведении, от отношений между учениками и педагогами, от ценностей, которые приняты в классе, в школе. 

За создание благоприятных условий для учебы и всестороннего развития детей отвечает школьный психолог.             

Школьный психолог: особенности профессии

Школьный психолог – это специалист, которому каждый день приходится иметь дело с детьми школьного возраста. Его клиентами могут быть и «новобранцы»-шестилетки, которые только начали свой путь в школе, и «старослужащие» из девятикласников классов, готовящиеся сдать ОГЭ и отбыть в самостоятельное плавание. От компетентности психолога будет зависеть, насколько комфортна атмосфера во всем учебном заведении и в каждом классе в отдельности, легко ли находят общий язык педагоги с учащимися и их родителями, какие отношения сложились в педагогическом коллективе. Сложности в общении, ссоры и конфликты, случаи буллинга, проблемы с адаптацией и самоопределением – вот лишь небольшой спектр вопросов, которые приходится разбирать школьному психологу.

Характеристика школьного психолога

Требования к школьному психологу высоки. На эту должность может претендовать специалист, имеющий высшее или среднее профессиональное образование по профилю «Педагогика и психология» или, как вариант, человек с высшим или средним профессиональным образованием, который прошел дополнительную профподготовку.

Чтобы соответствовать профстандарту, педагог-психолог должен: 

  • разбираться в основах педагогики и психологии;
  • знать возрастные особенности развития детей;
  • владеть методами проведения психологических исследований и уметь интерпретировать их результаты;
  • знать, по каким правилам проводится мониторинг учебно-воспитательного процесса и т. д. 

Работа психолога в учебном заведении сложна и гиперответственна – ведь ему часто приходится разрешать непростые ситуации, давать рекомендации педагогам, родителям, в случае необходимости – направлять юных подопечных к узким специалистам. Для того чтобы выдерживать нагрузку и сохранять самообладание, независимо от того, что происходит, человеку потребуются такие качества, как:

  • внимательность;
  • тактичность;
  • толерантность;
  • эмпатия;
  • гибкость;
  • эмоциональная стабильность и устойчивость к стрессам;
  • умение быстро и адекватно реагировать на ситуацию.                  

И поскольку главный контингент, с которым работает школьный психолог, – это ученики, специалист должен уважать их и воспринимать всерьез, уметь спуститься (или подняться) до их уровня и говорить с ними на понятном им языке.

Направления работы психолога в школе

Можно выделить такие направления работы школьного психолога, как психологическая диагностика и коррекция, консультативная помощь, профилактика и психологическое просвещение.

Психодиагностика – самый первый этап общения психолога с подопечными. Специалист знакомится с учащимися (или теми, кто только готовится к поступлению в школу), анализирует их эмоциональное состояние, уровень развития и при помощи различных методов выявляет нарушения, требующие коррекции, индивидуальные особенности, на которые стоит обратить внимание. Диагностика помогает обнаружить психологические проблемы (повышенную тревожность или недостаток мотивации), трудности с обучаемостью, признаки дисграфии или дислексии, которые потребуют помощи дефектолога. Подобные исследования могут проводиться как в индивидуальном порядке, так и в группе – в форме тестирования, игры или тренинга. По итогам диагностики специалистом могут быть сформированы группы риска, в которые попадают ребята, нуждающиеся в наблюдении, коррекции, поддержке и т. д.

 

Психологическая коррекция. Когда проблемные моменты выявлены, педагог-психолог разрабатывает программу их устранения, подбирает оптимальные способы коррекции, при необходимости привлекает родителей и учителей. Основательная проработка может потребоваться, если имеют место 

  • повышенная тревожность;
  • гиперактивность;
  • дефицит внимания;
  • трудности с запоминанием информации;
  • проявления агрессии;
  • чрезмерная застенчивость;
  • навязчивые страхи и т. п.

Коррекционная работа может быть направлена не только на исправление отклонений, но и на развитие определенных навыков, познавательных процессов (например, внимания, мышления).

Консультативная работа.

Школьный психолог консультирует учащихся и их родителей, педагогов. Консультации могут быть индивидуальными, групповыми (например, в формате беседы на определенную тему во время классного часа или других школьных мероприятий) или в виде телефона доверия. Такая работа помогает решать проблемы точечно, оперативно.

Психологическая профилактика.

Это плановая работа психолога, которая проводится регулярно (часто – в сотрудничестве с педагогами) и направлена на предупреждение проблем у школьников, на выявление ребят, относящихся к группам риска, на создание благоприятных условий для адаптации, обучения, воспитания, развития детей в стенах школы.

К просветительской работе школьного психолога можно отнести обучающие тренинги, лекции, семинары, тематические беседы для учителей, родителей, учащихся, мероприятия, посвященные профориентации.

Какие методы использует в своей работе школьный психолог

В своей психолого-педагогической практике специалист пользуется множеством методов. Выбор конкретного инструмента определяется ситуацией, спецификой задач, которые предстоит решить, временем, которое на это отводится, и другими факторами. У каждого психолога формируется и своя методическая копилка – проверенные опытным путем и подтвердившие свою эффективность техники, методики, приемы. 

Основные методы работы школьного психолога такие:

  • Наблюдение. 
  • Эксперимент. 
  • Опросные методы (анкетирование, опросы, беседа, интервью).
  • Психодиагностические тесты (тесты достижений, интеллекта, личностные тесты).
  • Моделирование.
  • Психологическая характеристика.
  • Дидактические методы (рассказ, лекция, дискуссия, метод упражнений) практического опыта. 
Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.